Советы психолога

Социальные ролики по предупреждению насилия в семье

Буклет “Жестокое обращение с детьми»

Гиперактивный ребенок.Рекомендации по воспитанию

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 % малышей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания у детей. Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, на улице бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы. Чтобы успокоить гиперактивного малыша и назначить эффективное лечение, необходимо сначала выяснить истинную причину проблемы.

 

Понятие гиперактивности

 

 В 60-х годах прошлого столетия врачи определяли такое состояние как патологическое и связывали его с минимальным расстройством функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность начали выделять как самостоятельное заболевание и назвали «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). СДВГ у ребенка вызван нарушением функций центральной нервной системы и проявляется в плохой концентрации внимания, проблемах с памятью у детей и обучением. Мозг таких детей с трудом обрабатывает внутренние и внешние стимулы и информацию. Гиперактивный ребенок не может надолго сосредотачиваться, контролировать себя и отличается импульсивностью, невнимательностью и неусидчивостью.

 

                                Провоцирующие факторы

 

1. Осложнение течения беременности. Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития гиперактивности увеличивается минимум в 3 раза.

 

2. Нарушения нормального образа жизни беременной женщины. На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

 

3. Осложнения течения родов. Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома гиперактивности у детей.

 

              Если ребенок гиперактивный, что делать?

 

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда симптомы СДВГ могут указывать на другое, более тяжелое заболевание. Синдром гиперактивности у детей диагностируется в 3 этапа.

 

Сбор субъективной информации. Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком. 

 

Проведение психологического обследования. Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие синдрома ДВГ могут участвовать дети, начиная с 5-6 летнего возраста.

 

Проведение аппаратного обследования. Чтобы диагностировать гиперактивность у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии для регистрации электрических потенциалов мозга и выявления соответствующих изменений. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и дальнейшее лечение определяются по совокупности полученных результатов.

 

       Что делать, чтобы успокоить гиперактивного ребенка

 

  Если ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для гиперактивных детей. Хорошим средством для лечения гиперактивного ребенка является принятие успокоительной ванной перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. Успокоить активного малыша может массаж, спокойная музыка или вечерняя прогулка. На ночь можно прочитать детям любимую сказку или вместе посмотреть иллюстрированную книгу.

 

                        Принципы работы с гиперактивными детьми

 

 Назначать курс лечения гиперактивности у детей может только врач. В саду ребенок с синдромом ДВГ обычно автоматически попадает под наблюдение психолога. Трудно однозначно сказать, что в такой ситуации следует делать родителям, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от конкретного случая. Внимательно наблюдайте, как малыш реагирует на замечания, - это поможет найти эффективное решение. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться в индивидуальном порядке. Однако особенности психологии таких детей позволяют дать общие рекомендации, облегчающие воспитание ребенка.

 

1. Корректно формулируйте запреты. При общении с гиперактивным ребенком не употребляйте слово «нет», строя предложения так, чтобы в нем отсутствовало отрицание. Например, не стоит говорить малышу: «Не бегай по газону!», гораздо эффективнее будет сказать: «Иди на дорожку». Даже в конфликтных ситуациях родителям следует сохранять спокойствие. Малышу с гиперактивностью необходимо объяснить, почему Вы что-то запрещаете, и обязательно предложить альтернативу.

 

2. Правильно ставьте задачи. Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются плохим развитием абстрактного и логического мышления, поэтому такому ребенку необходимо четко обозначать задачи. При общении и работе с детьми следует говорить максимально короткими предложениями, без лишней смысловой нагрузки. Постарайтесь избегать длинных формулировок.

 

3. Будьте последовательны. Ребенку, у которого диагностирована гиперактивность, не рекомендуется давать сразу несколько заданий, например, «убери книгу, вымой руки и пить чай». Невнимательные дети с трудом воспримут всю информацию сразу и, скорее всего, отвлекутся на что-то другое, не выполнив ни одного поручения. Поэтому при работе и общении с гиперактивными детьми старайтесь давать им задания в логической последовательности.

 

4. Контролируйте временные рамки. Дети с синдромом ДВГ обладают плохим чувством времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, который отведен на выполнение той или иной работы. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

 

                            Рекомендации по воспитанию

 

1. Соблюдайте распорядок дня. Правильное воспитание составляет основу успешного лечения синдрома ДВГ. Прогулки, игры, прием пищи, отдых и отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Хвалите малыша за соблюдение правил. Ребенок, у которого обнаружен синдром ДВГ, обязательно должен высыпаться, так как недостаток сна приводит к ухудшению внимания и самоконтроля, и к концу дня Ваш малыш может стать неуправляемым. Из рациона питания необходимо исключить пищевые красители и ограничить употребление соленой, острой пищи, лимонада и шоколада.

 

2. Придерживайтесь позитивной модели общения. Хвалите ребенка каждый раз, когда он заслужил это, подчеркивая даже незначительный успех. Помните, что дети чаще всего игнорируют замечания, но довольно чувствительны к похвалам. Отношения родителей с малышом должны основываться не на страхе, а на доверии. Он должен ощущать поддержку и помощь с Вашей стороны. Преодолевайте появляющиеся трудности вместе и старайтесь сглаживать конфликты, где замешан Ваш ребенок.

 

3. Определите рамки и критерии поведения. Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

 

4. Создайте малышу комфортные условия. Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, рядом не должно быть никаких фотографий или плакатов. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

 

5. Создавайте возможности для расходования избыточной энергии. Ребенку, у которого диагностирована гиперактивность, будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет развиваться физически и учиться дисциплине.

свернуть

Эмоциональное развитие дошкольника

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Эмоциональная жизнь дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявление эмоций очень бурное. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается.

На протяжении всего дошкольного детства чувства приобретают большую глубину и устойчивость; они чаще направляются на выражение заботы о других, на формирование дружбы, любви. Главное направление в развитии эмоциональной сферы — увеличение интеллектуальности эмоций, связанное с общим умственным прогрессом ребенка.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.                            

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах  основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

В дошкольном возрасте формируются начатки рефлексии — способности представлять себя глазами других, поэтому особенно старшие дошкольники стараются контролировать внешние проявления своих чувств, присматриваться к другим людям.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

     Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:

  • Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

 

  • Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
  • Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки:  «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
  • С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
  • Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника- проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения;
  • Темперамент ребенка — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
  •  Привлекайте ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности.

                                   

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

свернуть

Рисуночные тесты для детей

 

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

 

Родители, которые внимательны к своим детям, в любой ситуации стремятся понять их чувства. К сожалению, ребенок не всегда может выразить и объяснить, что он чувствует и почему. В таких ситуациях на помощь могут прийти лист бумаги и карандаш. Психологами разработаны так называемые рисуночные тесты, которые при правильном их проведении и интерпретации позволяют нам приблизиться к пониманию внутреннего состояния ребенка. При этом появляется возможность увидеть существующие проблемы и предпринять эффективные шаги для их решения.

 

Моя семья

 

Тест «Моя семья» и его интерпретация были разработаны известным в нашей стране и за рубежом психоаналитиком профессором В. Лосевой. Проводить его можно с детьми, которым уже исполнилось 5 лет.

 

 Дайте ребенку стандартный лист бумаги (без линеечек и клеточек), набор цветных карандашей (без простого, чтобы можно было увидеть силу нажима) и попросите нарисовать свою семью. Учтите, что тест стоит проводить, когда ребенок в обычном настроении, иначе можно получить ситуативный рисунок. Не надо стоять над ребенком во время выполнения работы. Не обсуждайте полученные результаты с ребенком и при ребенке.

 

Помните: ничего случайного нет!

 

Вопросы: «А кто это?», «А что это такое?» — или возражение: «Я не хочу!» — уже о чем-то говорят. Возможно, не сформировано еще понятие «семья» или все, что связано с ней, тревожит. Тогда можно попросить нарисовать семью зверушек.

 

Итак, рисунок перед вами. Его интерпретацию можно свести к следующим правилам.

 

Правило 1, или Кого-то не хватает

 

Если на рисунке кого-то из членов семьи не оказалось (братика, например), то это не значит, что места не хватило или ребенок просто забыл. Скорее всего, имеются негативные чувства к этому человеку или же отсутствует эмоциональный контакт с ним. А если на рисунке отсутствует сам автор? Тогда можно предположить, что ребенок думает так: «Меня не замечают», «Мне и без них неплохо».

 

Правило 2, или «...Вот такой вышины, вот такой ширины»

 

Размер выражает субъективную значимость для ребенка, место, которое персонаж или предмет занимает в данный момент в душе ребенка. Например, на первом плане может оказаться огромный попугай или компьютер. Если же ребенок рисует себя очень маленьким, то это говорит о низкой самооценке.

 

Правило 3, или Кто есть кто

 

Даже если количество персонажей равно количеству членов семьи и вам кажется, что вы и так все поняли и всех узнали, стоит спросить, кто изображен (только после того, как ребенок закончит рисовать). Бывает, что вместо реального человека, которого вы приняли, например, за папу, нарисован вымышленный Человек-паук, а вместо мамы — добрая фея. Это может свидетельствовать о неудовлетворенных потребностях ребенка. Попробуйте расспросить о герое — вы узнаете, чего не хватает ребенку в жизни. Если его желания будут реальны, постарайтесь их исполнить.

 

 

 

Правило 4, или то в доме хозяин

 

Рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто ниже. Наиболее высоко нарисован будет тот, кто обладает, по мнению ребенка, наибольшей властью (он может быть и самым маленьким по размеру). Например, выше всех может оказаться только что появившаяся на свет сестренка.

 

 Правило 5, или Я на этом берегу, а ты на том

 

Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ближе всех ребенку по духу, того он и нарисует рядом с собой. Кого он воспринимает как близких между собой — рядом друг с другом на рисунке. Те же, кто соприкасаются друг с другом, по мнению ребенка, пребывают в очень тесном психологическом контакте. Например: мама в обнимку с телефоном или папа гладит свою новую машину.

 

Правило 6, или Я не трус, но...

 

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревогу, изображается с усиленным нажимом на карандаш, либо сильно заштрихован, либо обводится несколько раз.

 

Правило 7, или «...Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая»

 

Рассмотрим, как прорисованы персонажи.

 

Голова — ум и умелость. Самый умный в семье наделяется самой большой головой.

 

Глаза — выражение печали. С точки зрения ребенка, они нужны, чтобы плакать. Персонажи с большими глазами воспринимаются как тревожные, желающие, чтобы им помогли. Персонажи с глазами — «точками», «щелками» несут внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.

 

Уши — орган восприятия любого мнения другого человека о себе. Обладатели самых больших ушей чаще, чем другие, должны слушаться. А те, у кого их вообще нет, никого не слушают и игнорируют то, что о них говорят.

 

Рот — кроме своих непосредственных функций еще и орган, помогающий выразить чувства. Персонаж с большим ртом — источник угрозы, а с «точечкой» или «черточкой» — скрывает свои чувства или не может их выразить, а значит, и повлиять на других.

 

Шея — самоконтроль. Тот, у кого на рисунке она есть, способен управлять своими чувствами.

 

Правило 8, или «...Палка, палка, огуречик — получился человечек»

 

Руки — присоединение, взаимодействие. Чем больше пальцев на руках, тем персонаж сильнее (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье; если на правой — в мире за пределами дома: в школе, во дворе). Чем могущественнее персонаж, тем больше у него руки.

 

Ноги — передвижение, опора. Чем больше площадь опоры у ног, тем увереннее персонаж чувствует себя.

 

Правило 9, Последнее

 

Нередко дети рисуют неожиданные предметы, которые у взрослых с темой «Семья» не ассоциируются. Подумайте, что они могут значить в жизни вашего ребенка, символом чего являться.

 

Дом — дерево — человек

 

Предложите ребенку нарисовать дом, дерево и человека.

 

В зависимости от того, как он расположит нарисованные предметы, как они будут сочетаться и взаимодействовать друг с другом, можно будет сделать вывод о том, как малыш воспринимает окружающий мир и людей. Так, если первым нарисовано дерево, значит основное для ребенка — жизненная энергия, а если дом — безопасность, успех.

 

Размещение рисунка на листе

 

Выше центра листа — ребенок любит фантазировать. Но, вероятно, не все его фантазии осуществимы.

 

По центру — говорит о чувстве незащищенности, потребности в заботе.

 

Ниже центра — ребенок, скорее всего, переживает чувство неуверенности, что-то ему мешает в достижении целей.

 

Внизу листа — ребенка что-то сильно тревожит.

 

На левой половине листа — события, которые имели место в прошлом, очень беспокоят ребенка в настоящем.

 

В левом верхнем углу — ребенок пытается уйти в прошлое. Он боится испытывать новые переживания, ему приятней находиться в мире фантазий.

 

На правой половине листа — ребенок думает о событиях, которые могут иметь место в будущем.

 

Рисунок выходит за левый край листа — сосредоточение на прошлом и страх перед будущим.

 

Рисунок выходит за правый край листа — ребенок желает «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Он боится выражать чувства, на которые наложен запрет в семье: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д.

 

Выход за верхний край листа — ребенок живет в мире фантазий, так как именно в них видит источник наслаждений, которых не испытывает в реальной жизни.

 

Цвет

 

Чем дольше, неувереннее и тяжелее ребенок подбирает цвета, тем больше вероятность личностных нарушений.

 

Черный — ребенок чем-то очень сильно напуган.

 

Зеленый — ребенок испытывает чувство незащищенности, потребность в безопасности (если используется не для раскраски ветвей и листьев деревьев или крыши дома).

 

Оранжевый, желтый — ребенок испытывает чувство враждебности, хотя внешне не показывает этого.

 

Пурпурный — сильная потребность власти, желание командовать.

 

Красный — ребенку не хватает внимания, теплоты окружающих.

 

Линии

 

Если в рисунке встречаются разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — это указывает на сферу конфликта. О наличии внутренней тревоги у детей говорят линии неодинаковой яркости или тонкие продленные линии, стирание и интенсивное закрашивание, маленькие фигуры. Мало гнутых линий, много острых углов, зубчатые, неровные линии свидетельствуют об агрессивности, плохой адаптации ребенка. Большой рисунок — признак тщеславия и высокомерия у ребенка.

 

Дом

 

Рисуя дом, ребенок символически изображает самого себя, свой мир. Так, красивый, расположенный на переднем плане дом с большими парадными дверями, открытыми окнами, симметричной крышей и трубой на ней говорит, что ребенок открыт для окружающего мира, доступен для общения, гостеприимен, уравновешен и получает достаточно теплоты и поддержки дома. Удаленный, непропорциональный дом, в котором нет лестниц, дверей или окон или они маленькие, закрыты на замки и занавешены, с перекошенной крышей, без трубы или с очень густым дымом из нее указывает на эмоциональное неблагополучие. Ребенок, скорее всего, чувствует себя отвергнутым, не находит общего языка с окружающими, испытывает внутреннее напряжение и не хочет, чтобы кто-либо вмешивался в его внутренний мир. Следует также обратить внимание и на некоторые дополнительные элементы рисунка: кусты — символизируют людей, которые окружают ребенка (если они нарисованы близко к дому, это говорит о желании ребенка отгородиться, защититься); дорожка — если она длинная, это говорит о том, что ребенок пытается отдалиться от окружающих, погода — отражает переживания ребенка, связанные с его окружением в целом.

 

Дерево

 

Анализируя рисунок, рассматривают составные части дерева: корни, ствол, ветви, а также листья, цветы, плоды. Корни символизируют познавательный интерес, любопытство. Чем больше их длина, тем сильнее оно развито. Ствол в зависимости от пола ребенка передает либо желание походить на мать, либо желание померяться силой с отцом. Крупный, расширенный книзу ствол говорит о желании приобрести надежное положение в своем кругу, тонкий и чахлый отражает потребность в опоре, изолированность и стремление укрепить свое «Я». Если ствол оторван от земли — это признак недостаточного контакта с внешним миром. Ветви отображают общий жизненный настрой ребенка. Мощные, смотрящие вверх — признак хорошей адаптации, энтузиазма и стремления к власти. Опущенные рисуют обычно слабовольные дети. Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности в мечты и игры. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, суетливость. Круглая крона — показатель повышенной эмоциональности. Круги в листве обозначают чувство одиночества и разочарования. Листва, нарисованная тонкими линиями, говорит о том, что ребенок легко поддается влиянию со стороны, кривыми — об открытости; похожая на узор — о женственности, приветливости, обаянии.

 

Человек

 

Следует обратить внимание на изображение лица — глаз, ушей, носа, рта. Их отсутствие или искажение в рисунке — признак нежелания ребенка видеть, слышать или ощущать. Вообще, отсутствие искажение или недостаток любых частей тела говорит о проблемах в той или иной области или об отвержении ребенком себя или своего тела. Если голова человека изображена в профиль, а тело — в анфас, то, скорее всего, ребенка что-то тревожит, ему не хватает общения. Бегущего человека обычно изображают дети, которые пытаются избегать чего-то или кого-то. Человек, парящий в воздухе, без основы под ногами, говорит о внутреннем напряжении ребенка. 

свернуть